ИНФО / Правда о нетканном гобелене
 

Огромное количество сайтов и публикаций о нетканом гобелене говорит о нарастающем интересе к художественному текстилю.

По странному стечению обстоятельств все разнообразие техник работы с текстилем объединяются под названием "нетканый гобелен". Стоит набрать слова "нетканый гобелен" - как появляются материалы о лоскутной технике, вышивании, плетении макраме, бисроплетении и даже ручном ткачестве. Но нет почти ничего о нетканом (т.е. иглопробивном) гобелене и валяном ( как делали в старину) гобелене - кошме. 

Для того, чтобы разобраться в понятиях, что же такое шпалера , гобелен или ворсовый ковер - когда и где они появились и чем они отличаются - советую прочитать  статью  "Сотканная живопись" (источник "Загородное обозрение"), которую я поместила в разделе "инфо". Если коротко, это самые древние виды текстильного творчества. К примеру , "льняная пелена с вытканными разноцветными изображениями лотоса и жука-скарабея была найдена в гробнице египетского фараона Тутмоса IV. По времени находка относится к 1400-м годам до н. э. С тех далеких времен гобеленовая техника не претерпела особых изменений: для создания тканой картины до сих пор достаточно рамы с отвесно натянутыми нитями основы." На протяжении веков менялись лишь способы ткачества да состав и толщина нитей. Менялись и названия тканых настенных украшений.

 В современном русском языке слово "гобелен" достаточно условно - им называют все текстильные изделия сотканные из нитей ( даже машинным способом "жаккард").На самом же деле в строгом смысле слова так называются лишь изделия знаменитой французской мануфактуры, созданной в середине 17-го века и действующей и поныне. Шпалеры появились гораздо раньше и гобелен отличался по технике от шпалеры. ( см. ст. "Сотканная живопись")  

Мы же хотим рассказать о другом способе создания текстильных предметов, которые также уже много веков украшают стены и интерьеры домов. Это не сотканые из нитей, а сваляные из цветного шерстяного волокна ковры, которые появились несколько веков назад в странах юго-восточной Азии. Назывались они тоже по-разному.Дошедшее до нас и прижившееся название этого вида декоративно прикладного искусства -"Кошма". Создавались они из овечьей или козьей шерсти, которая предварительно окрашивалась органическими природными красителями.Шерстяные волокна (не нити, а именно волокна) выкладывались в виде декоративных, часто орнаментальных, рисунков на основе (предварительно сваляном однотонном куске шерсти). Когда рисунок был готов, его сворачивали в рулон и перетирали (валяли) локтями много часов. Благодаря такому свойству шерсти, как самосцепляемость ее ворсинок, кошма получалась очень крепкой, рисунок "впечатывался" в основу навсегда и сохранялся на долгие годы.

Современый нетканый гобелен берет свое начало именно у кошмы. Художник также выкладывает рисунок цветными волокнами на тектильной основе, а затем закрепляет его, только не ручным способом, а на иглопробивных машинах.По сути эта техника ближе к живописи, чем традиционный тканый гобелен -  только вместо красок художник использует цветные волокна. Техника более свободна и современна в исполнении, чем ручное ткачество. А заводские иглопробивные машины позволяют использовать самые различные текстильные материалы. Нас этому учил в Строгановке на факультете "Художественный текстиль" профессор Нодар Валерьянович Цагарели в 90-х годах прошлого века. Сегодня авторство на эту иглопробивную технологию нетканого гобелена приписывают себе разные художники. А я считаю, что это не так важно: кто изобрел маслянные краски, сегодня никто не помнит. Но в технологию маслянной живописи вносит что-то новое каждый большой художник. Так и с гобеленом, настоящим искусством.

Ия Кокарева.

   

© Ия Кокарева  
(495) 754-45-58, eya-art-2006@yandex.ru  




На сайте http://anime-jp.ru полнометражные аниме про демонов.